Четверг, 07.11.2024, 19:32
Приветствую Вас Гость

Чернобыль & Чернобыляне

Каталог статей

Главная » Статьи » История » Начало века 20го

Бой у устья Припяти 1919 г.
2 октября 1919 г. Бой у устья Припяти 

   
В конце сентября 1919 года канонерские лодки "Геройский”, "Гневный”, "Грозный” и "Грозящий” Днепровской флотилии поддерживали огнем наступление 58-й дивизии Красной армии в районе устья реки Припять. Это были бывшие речные колесные буксирные пароходы 1887-1912 годов постройки, имевшие на вооружении по два 76 мм полевых орудия ("Грозящий” - два 107 мм полевых орудия) и 4 - 6 пулеметов. Командование армии генерала Деникина решило уничтожить эти лодки и одновременно высадить десант в тылу 58-й дивизии. Для выполнения этой задачи был сформирован отряд в составе нескольких канонерских лодок, плавучей батареи и двух катеров.
2 октября 1919 года в 16 часов с канонерских лодок Днепровской флотилии, стоявших на якоре под берегом, покрытым густым лесом, были замечены дымы приближающихся со стороны Киева кораблей белогвардейского отряда. Вскоре появились и сами корабли. Впереди шли 2 катера, за ними в кильватерном строю канонерские лодки, а замыкала строй плавучая батарея. Советские корабли снялись с якоря и, прижимаясь к берегу, пошли навстречу противнику. От противника они были скрыты, покрывавшей изгиб берега, густой растительностью. Когда дистанция составила по прямой около 15 каб., советские корабли неожиданно для белых открыли интенсивный и довольно точный артиллерийский огонь. Первыми же залпами были потоплены оба катера. В результате прямого попадания снаряда, пущенного артиллеристами с канонерской лодки "Грозящий”, получила повреждение и вынуждена была выйти из боя плавучая батарея противника. Была серьезно повреждена и канонерская лодка (тоже вооруженный пароход) "Доброволец”. Течением ее снесло на мель, где она была захвачена моряками канонерской лодки "Геройский”.

Не выдержав напряжения артиллерийского боя и понеся существенные потери в кораблях, белые отказались от продолжения боя и высадки десанта. Их корабли удалились вниз по реке в сторону Киева. Советские корабли в течение некоторого времени преследовали вражеские корабли, а с наступлением темноты прекратили погоню и без потерь вернулись к устью реки Припять.

Захваченная канонерская лодка была отремонтирована и уже через 4 дня включена в состав Днепровской флотилии под названием "Губительный”. 27 апреля 1920 года лодка погибла в бою с противником у Чернобыля.

После окончания гражданской войны пароходы "Гневный”, "Геройский”, "Грозный” и "Грозящий” были разоружены и вернулись к своей мирной профессии на Днепре. Но в конце 1925 года "Гневного” вновь призвали на военную службу, вооружили двумя 102-мм, одним 76-мм орудиями, 4 пулеметами и переименовали в "Верный”. Лодка входила в Днепровскую флотилию, а в июне 1940 года ее перевели в Пинскую военную флотилию, в составе которой "Верный” встретил Великую Отечественную войну. Отличившуюся в первый месяц войны канонерскую лодку представили к награждению орденом Ленина, но 11 августа 1941 года при прорыве из Черкасс к Кременчугу в бою с немецкими танками у деревни Тарасовка лодка погибла.


"Геройский"

Описание  

(до 6 октября 1919 - Бронепароход № 9, до марта 1919 - Аполлон, с 1 июля 1920 - Аполлон, с 1924 - Рулевой, с 23 июня 1941 - СК-7 (Рулевой))

Длина -  42,98
Ширина - ./5,84
Осадка - 1,06 м
Силовая установка -  180 л.с.
Скорость хода - 7,5 уз
Вооружение - 2-76-мм полевых ор. и 4- 7,62-мм пул. (в 1920: 4-76-мм полевых ор. и 4-7,62-мм пул.; в 1941: 2-76,2-мм ор. и 2- 7,62-мм пул.)
Экипаж - 50 (в 1941: 15) человек
Бывший речной колесный буксирный пароход, построенный в 1912 на заводе Кондзерского в Киеве по заказу частного судовладельца и базировавшийся на Киев. 5 февраля 1919 после освобождения Киева частями РККА национализирован и передан Главоду, а в марте 1919 мобилизован, вооружен и включен в состав ДВФ. До 6 октября 1919 относился к подклассу бронепароходов, а затем РКЛ. Участвовал в гражданской войне (бои с белогвардейцами, националистическими бандами и частями польских войск на Днепре и его притоках в 1919-1920, освобождение Турова 26 июля 1919). 2 октября 1919 в бою у с. Печки захватил в плен вооруженный пароход белогвардейской флотилии «Доброволец». 10 сентября 1920 за отличие в боях у Лоева в июне 1920 уже как РКЛ награждена Почетным революционным Красным знаменем ВЦИК. 1 июля 1920 разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с передачей Киевскому Рупводу для использования в качестве буксира. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. 23 июня 1941 мобилизован вновь, принят от НКРФ и 28 июля 1941 по окончании переоборудования на ССРЗ им. И. Сталина в Киеве в СКР, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ПВФ. СКР участвовал в Великой Отечественной войне (бои на Днепре и его притоках в августе 1941). 27 августа 1941 погиб у с. Печки на Днепре в бою с танками противника, вышедшими к берегу, и 22 сентября 1941 исключен из списков судов ВМФ.

 

"Гневный"

Описание  

(до 6 октября 1919 и с 20 августа 1920 - Верный)

Длина - 60,86
Ширина - 14,3/7,2
Осадка - 0,8 м
Водоизмещение -  350 т
Силовая установка - 500 л.с. 
Скорость хода - максимальная - 10,7 узла ; экономическая - 8,8 узла
Дальность плавания - 1350 миль
Вооружение - 2-76-мм полевых ор. и 6-7,62- мм пул. (с 1920: 2-120-мм ор. и 4_7,62-мм пул.; с 1926: 2-102-мм и 1-76,2-мм ор., 4-12,7-мм, 1x4-7,62-мм и 1х1-7,62-мм пул.)
Экипаж - 50 (с 1926: 55) человек
Бывший речной колесный буксирный пароход, построен в 1897-1898 на судоверфи «Union Gusserey» в Кёнигсберге (Германия) по заказу частного судовладельца и вступил в строй в 1901. 5 февраля 1919 после освобождения Киева частями РККА национализирован и передан Главоду, а в марте 1919 мобилизован, вооружен и включен в состав ДВФ. До 6 октября 1919 относился к подклассу бронепароходов, а затем РКЛ. Участвовал в гражданской войне (бои с белогвардейцами и националистическими бандами на Днепре и его притоках). 20 августа 1920 РКЛ разоружена и исключена из списков судов РККФ в свази с передачей Киевскому Рупводу для использования в качестве буксира. 21 октября 1925 буксир принят от Совторгфлота, поставлен на переоборудование в РКЛ и зачислен в состав отряда судов ДВФ. С октября 1926 РКЛ входила в Отдельный отряд судов р. Днепр, с 27 июня 1931 - в состав ДВФ и с 17 июля 1940 - в состав ПВФ. Участвовала в Великой Отечественной войне (бои на Днепре в районе Кременчуга и Черкасс в июле – августе 1941); являлась флагманским кораблем ПВФ. В августе 1941 представлена Военным советом Юго-Западного фронта к награждению орденом Ленина. 25 августа 1941 погибла в районе с. Толокунь на Днепре от ударов бомбардировочной авиации противника и 31 августа 1941 исключена из списков судов ВМФ.

 
"Грозный"

Описание  

(до 6 октября 1919 - Бронепароход № 13, до марта 1919 - Арнольд, с 29 марта 1920 - Арнольд, с 24 сентября 1920 - Грозный, с 24 января 1921 - Арнольд, с 1 ноября 1928 - Клепальщик)

Длина -  45,04
Ширина - 10,8/5,54
Осадка - 0,89 м
Силовая установка -  165-175 л.с.
Скорость хода - 10,5 уз
Вооружение - 1-76-мм (с 10.1919: 2-76-мм; с 1920: 4-76-мм) по– левых ор., 6-7,62-мм пул
Экипаж - 48 человек
Бывший речной колесный буксирный пароход, построенный в 1858 на судоверфи «Cockeril Tohn, SA» в Хобокене (Бельгия) по заказу частного судовладельца и базировавшийся на Киев. Капитальный ремонт и модернизация в 1905. 5 февраля 1919 после освобождения Киева частями РККА национализирован и передан Главоду, а в марте 1919 мобилизован, вооружен и включен в состав ДВФ. До 6 октября 1919 относился к подклассу бронепароходов, а затем РКЛ. Участвовал в гражданской войне (бои с белогвардейцами и националистическими бандами на Припяти и Соже в районе с. Триполье, Кременчуга, у с. Печки и на подступах к Киеву летом и осенью 1919, прорыв через трипольские укрепленные позиции польских войск к Киеву, артиллерийская поддержка частей РККА при овладении Киевом в июне 1920). 29 марта 1920 РКЛ разоружена и возвращена Главоду, но 24 сентября 1920 мобилизована вновь, вооружена и вторично зачислена в состав ДВФ. 24 января 1921 разоружена во второй раз и исключена из списков судов РККФ в связи с передачей Киевскому Рупводу для использования в качестве буксира. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. 18-19 августа 1941 ввиду невозможности эвакуации в низовья Днепра по приказу военного командования буксир взорван экипажем на рейде порта Ленина в Запорожье при отступлении войск Красной Армии. После Великой Отечественной войны поднят РАСО КДФ, 20 сентября 1945 признан непригодным к восстановлению и 2 апреля 1946 исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для разделки на металл.

 

"Грозящий"

Описание  

(до 6 октября 1919 - Мандельштам, до 21 апреля 1919 - Доктор Макс Мандельштам)

Длина -  56,39
Ширина - 13,2/7,19
Осадка - 1,24 м
Силовая установка -  180 л.с.
Скорость хода - 8 уз
Вооружение - 2-107-мм полевых ор. и 5-7,62-мм пул. (с 29 апреля 1920: 2-76-мм полевых ор. и 4-7,62-мм пул.; с 9 июня 1920: 2- 76-мм полевых и 1-47-мм ор., 4-7,62-мм пул.; с 28 августа 1920: 2-107-мм полевых и 1-47-мм ор., 4-7,62-мм пул.; с 21 сентября 1920: 2- 107-мм и 1-76-мм полевых ор., 4-7,62-мм пул.)
Экипаж - 34 (с 1920: 53) человека
Бывший речной колесный грузовой пароход, построенный в 1910 на Южно-Русском заводе в Киеве по заказу частного судовладельца и базировавшийся на Киев. 5 февраля 1919 после освобождения Киева частями РККА национализирован и передан Главоду, а 21 апреля 1919 мобилизован, поставлен на вооружение и зачислен в состав ДВФ. До 6 октября 1919 относился к подклассу бронепароходов, а затем РКЛ. Участвовал в гражданской войне (бои с националистическими бандами в районе Триполье, Ржищев в июле 1919, у Орлика в июле 1920, в районе Кременчуга и Черкасс в сентябре 1920, с белогвардейцами у Черкасс в августе 1919 и под Киевом в сентябре-октябре 1919, с частями польских войск в устье Припяти и под Киевом в апреле-мае 1920); 10 мая 1920 РКЛ сбила самолет противника. 10 сентября 1920 за отличие в боях у с. Триполье в июне 1920 награждена Почетным революционным Красным знаменем ВЦИК. 20 января 1921 переведена в состав отряда судов охраны р. Днепр РККА, а 1 ноября 1922 разоружена и 4 ноября 1922 передана Киевскому Рупводу для использования в качестве грузового парохода. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. В начальный период Великой Отечественной войны пароход участвовал в перевозках и переправах войск на Днепре и его притоках. В сентябре 1941 ввиду невозможности эвакуации в низовья Днепра по приказу военного командования затоплен экипажем на одной из рек бассей«а Днепра при отступлении войск Красной Армии.

"Губительный"

Описание  

(до 6 октября 1919 - Пролетарий, до 2 октября 1919 - Доброволец, до августа 1919 - Соня)

Длина -  42,9
Ширина - 9,1/4,87
Осадка - 0,7 м
Силовая установка -  200 л.с.
Скорость хода - максимальная - 7,5 узлов ; экономическая - 5,2 узла
Вооружение - 2-76-мм ор. и 4- 7,62-мм пул.
Экипаж -  36 человек
Бывший речной колесный буксирный пароход, построенный до 1905 по заказу частного судовладельца и базировавшийся на Киев. 2 мая 1919 захвачен частями РККА у банды атамана Струка в Чернобыле, национализирован и передан Главоду, но в августе 1919 захвачен белогвардейцами ниже Черкасс, вооружен и включен в состав морских сил Днепра в качестве вооруженного парохода. 2 октября 1919 захвачен во время боя бронепароходом «Аполлон» и зачислен в состав Красной ДВФ. До 6 октября 1919 относился к подклассу бронепароходов, а затем РКЛ. Участвовал в гражданской войне (бои с белогвардейцами в районе Киева в октябре 1919 и с частями польских войск на Припяти в марте-апреле 1920). 27 апреля 1920 РКЛ погибла в бою с противником у дер. Плютовище ниже Чернобыля. По окончании гражданской войны поднята Госсудоподъемом и ввиду невозможности восстановления разделана на металл.



Источник: http://www.navy.su/daybyday/october/02/index.htm
Категория: Начало века 20го | Добавил: Natis (20.02.2011)
Просмотров: 2685 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Случайное фото
Поиск
Облако тегов
Батьківщина вода город добро пожаловать авария быта Николай Якушин Дитятки дети воспитатель 24 годовщина выставка Музей Чернобыля 24-я годовщина Катастрофы афганцы Чернобыля. байкер АЗО Ильинская церковь Чернобыль и Припять администрация зоны улицы дома парк 25 лет Чернобыля старые карты Берегите жизнь храм Богородица Чернобыльский район Лелев села Горностайполь чаэс памятник ЧЗО Чорнобиль http://litopys.org.ua/deflise/flise гало Авария на ЧАЭС Праздник катастрофа 25 лет диквидатор карта Чернобыля вв Вопли Видоплясова военкомат водонапорная башня улица телеграмма дом культуры район телефон иконы Архистратиг Михаил Божья мать с младенцем губерния Припять река детства Чернобыль ива река лодка Новые Шепеличи Копачи детсад схема Чернобыля археологическая карта археология Чернобыля деревня древности врач Антонович Владимир Бонифатиевич Архив Юго-западной железной дороги Залесье Теремцы Голодомор панорама зона Веснянка советская центр Аэс Дадыжичи ателье Опачичи Стечанка синагога ленина Дом культуры Ленин Бычки бык Ликвидатор комсомол КПП Зона Отчуждения chernobyl Chornobyl
Кто в гостях
Погода в Чернобыле
Категории раздела
Чернобыльский район [1]
Информация о Чернобыльском районе
Летопись [1]
Летопись
История [1]
Все, что касается истории
Хасиды [6]
Хасиды
Репрессии [2]
Репрессии
Великая Отечественная [5]
Великая Отечественная
Старообрядцы [1]
Старообрядцы
Голодомор [2]
Голодомор
Начало века 20го [3]
Начало века 20го
Рисунки Де Ля Флиза [7]
Рисунки Де Ля Флиза
Сказания Похилевича [1]
Сказания Похилевича
Чернобыль в Великую Отечественную [1]
Последние новости
[06.05.2017]
Обновлен и добавлен материал (0)
[27.04.2017]
Поминальные дни в Чернобыле и Чернобыльском районе в 2017 году. (0)
[26.04.2016]
30 лет со дня катастрофы. (0)
[22.04.2016]
Про організацію та забезпечення проведення Днів пам*яті (поминальних днів) у 2016 році (0)
Чат
Наш возраст
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright © 2009-2024 chernobylpeople.ucoz.ua Все права защищены. При использовании материалов сайта в письменном или электронном виде, ссылка на сайт обязательна. | Конструктор сайтов - uCoz