В конце сентября 1919 года канонерские лодки "Геройский”, "Гневный”, "Грозный” и "Грозящий” Днепровской флотилии поддерживали огнем наступление 58-й дивизии Красной армии в районе устья реки Припять. Это были бывшие речные колесные буксирные пароходы 1887-1912 годов постройки, имевшие на вооружении по два 76 мм полевых орудия ("Грозящий” - два 107 мм полевых орудия) и 4 - 6 пулеметов. Командование армии генерала Деникина решило уничтожить эти лодки и одновременно высадить десант в тылу 58-й дивизии. Для выполнения этой задачи был сформирован отряд в составе нескольких канонерских лодок, плавучей батареи и двух катеров.
2 октября 1919 года в 16 часов с канонерских лодок Днепровской флотилии, стоявших на якоре под берегом, покрытым густым лесом, были замечены дымы приближающихся со стороны Киева кораблей белогвардейского отряда. Вскоре появились и сами корабли. Впереди шли 2 катера, за ними в кильватерном строю канонерские лодки, а замыкала строй плавучая батарея. Советские корабли снялись с якоря и, прижимаясь к берегу, пошли навстречу противнику. От противника они были скрыты, покрывавшей изгиб берега, густой растительностью. Когда дистанция составила по прямой около 15 каб., советские корабли неожиданно для белых открыли интенсивный и довольно точный артиллерийский огонь. Первыми же залпами были потоплены оба катера. В результате прямого попадания снаряда, пущенного артиллеристами с канонерской лодки "Грозящий”, получила повреждение и вынуждена была выйти из боя плавучая батарея противника. Была серьезно повреждена и канонерская лодка (тоже вооруженный пароход) "Доброволец”. Течением ее снесло на мель, где она была захвачена моряками канонерской лодки "Геройский”.
Не выдержав напряжения артиллерийского боя и понеся существенные потери в кораблях, белые отказались от продолжения боя и высадки десанта. Их корабли удалились вниз по реке в сторону Киева. Советские корабли в течение некоторого времени преследовали вражеские корабли, а с наступлением темноты прекратили погоню и без потерь вернулись к устью реки Припять.
Захваченная канонерская лодка была отремонтирована и уже через 4 дня включена в состав Днепровской флотилии под названием "Губительный”. 27 апреля 1920 года лодка погибла в бою с противником у Чернобыля.
После окончания гражданской войны пароходы "Гневный”, "Геройский”, "Грозный” и "Грозящий” были разоружены и вернулись к своей мирной профессии на Днепре. Но в конце 1925 года "Гневного” вновь призвали на военную службу, вооружили двумя 102-мм, одним 76-мм орудиями, 4 пулеметами и переименовали в "Верный”. Лодка входила в Днепровскую флотилию, а в июне 1940 года ее перевели в Пинскую военную флотилию, в составе которой "Верный” встретил Великую Отечественную войну. Отличившуюся в первый месяц войны канонерскую лодку представили к награждению орденом Ленина, но 11 августа 1941 года при прорыве из Черкасс к Кременчугу в бою с немецкими танками у деревни Тарасовка лодка погибла.
"Геройский"
Описание
(до 6 октября 1919 - Бронепароход № 9, до марта 1919 - Аполлон, с 1 июля 1920 - Аполлон, с 1924 - Рулевой, с 23 июня 1941 - СК-7 (Рулевой))
Длина - 42,98
Ширина - ./5,84
Осадка - 1,06 м
Силовая установка - 180 л.с.
Скорость хода - 7,5 уз
Вооружение - 2-76-мм полевых ор. и 4- 7,62-мм пул. (в 1920: 4-76-мм полевых ор. и 4-7,62-мм пул.; в 1941: 2-76,2-мм ор. и 2- 7,62-мм пул.)
Экипаж - 50 (в 1941: 15) человек
Бывший речной колесный буксирный пароход, построенный в 1912 на заводе Кондзерского в Киеве по заказу частного судовладельца и базировавшийся на Киев. 5 февраля 1919 после освобождения Киева частями РККА национализирован и передан Главоду, а в марте 1919 мобилизован, вооружен и включен в состав ДВФ. До 6 октября 1919 относился к подклассу бронепароходов, а затем РКЛ. Участвовал в гражданской войне (бои с белогвардейцами, националистическими бандами и частями польских войск на Днепре и его притоках в 1919-1920, освобождение Турова 26 июля 1919). 2 октября 1919 в бою у с. Печки захватил в плен вооруженный пароход белогвардейской флотилии «Доброволец». 10 сентября 1920 за отличие в боях у Лоева в июне 1920 уже как РКЛ награждена Почетным революционным Красным знаменем ВЦИК. 1 июля 1920 разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с передачей Киевскому Рупводу для использования в качестве буксира. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. 23 июня 1941 мобилизован вновь, принят от НКРФ и 28 июля 1941 по окончании переоборудования на ССРЗ им. И. Сталина в Киеве в СКР, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ПВФ. СКР участвовал в Великой Отечественной войне (бои на Днепре и его притоках в августе 1941). 27 августа 1941 погиб у с. Печки на Днепре в бою с танками противника, вышедшими к берегу, и 22 сентября 1941 исключен из списков судов ВМФ.
"Гневный"
Описание
(до 6 октября 1919 и с 20 августа 1920 - Верный)
Длина - 60,86
Ширина - 14,3/7,2
Осадка - 0,8 м
Водоизмещение - 350 т
Силовая установка - 500 л.с.
Скорость хода - максимальная - 10,7 узла ; экономическая - 8,8 узла
Дальность плавания - 1350 миль
Вооружение - 2-76-мм полевых ор. и 6-7,62- мм пул. (с 1920: 2-120-мм ор. и 4_7,62-мм пул.; с 1926: 2-102-мм и 1-76,2-мм ор., 4-12,7-мм, 1x4-7,62-мм и 1х1-7,62-мм пул.)
Экипаж - 50 (с 1926: 55) человек
Бывший речной колесный буксирный пароход, построен в 1897-1898 на судоверфи «Union Gusserey» в Кёнигсберге (Германия) по заказу частного судовладельца и вступил в строй в 1901. 5 февраля 1919 после освобождения Киева частями РККА национализирован и передан Главоду, а в марте 1919 мобилизован, вооружен и включен в состав ДВФ. До 6 октября 1919 относился к подклассу бронепароходов, а затем РКЛ. Участвовал в гражданской войне (бои с белогвардейцами и националистическими бандами на Днепре и его притоках). 20 августа 1920 РКЛ разоружена и исключена из списков судов РККФ в свази с передачей Киевскому Рупводу для использования в качестве буксира. 21 октября 1925 буксир принят от Совторгфлота, поставлен на переоборудование в РКЛ и зачислен в состав отряда судов ДВФ. С октября 1926 РКЛ входила в Отдельный отряд судов р. Днепр, с 27 июня 1931 - в состав ДВФ и с 17 июля 1940 - в состав ПВФ. Участвовала в Великой Отечественной войне (бои на Днепре в районе Кременчуга и Черкасс в июле – августе 1941); являлась флагманским кораблем ПВФ. В августе 1941 представлена Военным советом Юго-Западного фронта к награждению орденом Ленина. 25 августа 1941 погибла в районе с. Толокунь на Днепре от ударов бомбардировочной авиации противника и 31 августа 1941 исключена из списков судов ВМФ.
"Грозный"
Описание
(до 6 октября 1919 - Бронепароход № 13, до марта 1919 - Арнольд, с 29 марта 1920 - Арнольд, с 24 сентября 1920 - Грозный, с 24 января 1921 - Арнольд, с 1 ноября 1928 - Клепальщик)
Длина - 45,04
Ширина - 10,8/5,54
Осадка - 0,89 м
Силовая установка - 165-175 л.с.
Скорость хода - 10,5 уз
Вооружение - 1-76-мм (с 10.1919: 2-76-мм; с 1920: 4-76-мм) по– левых ор., 6-7,62-мм пул
Экипаж - 48 человек
Бывший речной колесный буксирный пароход, построенный в 1858 на судоверфи «Cockeril Tohn, SA» в Хобокене (Бельгия) по заказу частного судовладельца и базировавшийся на Киев. Капитальный ремонт и модернизация в 1905. 5 февраля 1919 после освобождения Киева частями РККА национализирован и передан Главоду, а в марте 1919 мобилизован, вооружен и включен в состав ДВФ. До 6 октября 1919 относился к подклассу бронепароходов, а затем РКЛ. Участвовал в гражданской войне (бои с белогвардейцами и националистическими бандами на Припяти и Соже в районе с. Триполье, Кременчуга, у с. Печки и на подступах к Киеву летом и осенью 1919, прорыв через трипольские укрепленные позиции польских войск к Киеву, артиллерийская поддержка частей РККА при овладении Киевом в июне 1920). 29 марта 1920 РКЛ разоружена и возвращена Главоду, но 24 сентября 1920 мобилизована вновь, вооружена и вторично зачислена в состав ДВФ. 24 января 1921 разоружена во второй раз и исключена из списков судов РККФ в связи с передачей Киевскому Рупводу для использования в качестве буксира. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. 18-19 августа 1941 ввиду невозможности эвакуации в низовья Днепра по приказу военного командования буксир взорван экипажем на рейде порта Ленина в Запорожье при отступлении войск Красной Армии. После Великой Отечественной войны поднят РАСО КДФ, 20 сентября 1945 признан непригодным к восстановлению и 2 апреля 1946 исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для разделки на металл.
"Грозящий"
Описание
(до 6 октября 1919 - Мандельштам, до 21 апреля 1919 - Доктор Макс Мандельштам)
Длина - 56,39
Ширина - 13,2/7,19
Осадка - 1,24 м
Силовая установка - 180 л.с.
Скорость хода - 8 уз
Вооружение - 2-107-мм полевых ор. и 5-7,62-мм пул. (с 29 апреля 1920: 2-76-мм полевых ор. и 4-7,62-мм пул.; с 9 июня 1920: 2- 76-мм полевых и 1-47-мм ор., 4-7,62-мм пул.; с 28 августа 1920: 2-107-мм полевых и 1-47-мм ор., 4-7,62-мм пул.; с 21 сентября 1920: 2- 107-мм и 1-76-мм полевых ор., 4-7,62-мм пул.)
Экипаж - 34 (с 1920: 53) человека
Бывший речной колесный грузовой пароход, построенный в 1910 на Южно-Русском заводе в Киеве по заказу частного судовладельца и базировавшийся на Киев. 5 февраля 1919 после освобождения Киева частями РККА национализирован и передан Главоду, а 21 апреля 1919 мобилизован, поставлен на вооружение и зачислен в состав ДВФ. До 6 октября 1919 относился к подклассу бронепароходов, а затем РКЛ. Участвовал в гражданской войне (бои с националистическими бандами в районе Триполье, Ржищев в июле 1919, у Орлика в июле 1920, в районе Кременчуга и Черкасс в сентябре 1920, с белогвардейцами у Черкасс в августе 1919 и под Киевом в сентябре-октябре 1919, с частями польских войск в устье Припяти и под Киевом в апреле-мае 1920); 10 мая 1920 РКЛ сбила самолет противника. 10 сентября 1920 за отличие в боях у с. Триполье в июне 1920 награждена Почетным революционным Красным знаменем ВЦИК. 20 января 1921 переведена в состав отряда судов охраны р. Днепр РККА, а 1 ноября 1922 разоружена и 4 ноября 1922 передана Киевскому Рупводу для использования в качестве грузового парохода. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. В начальный период Великой Отечественной войны пароход участвовал в перевозках и переправах войск на Днепре и его притоках. В сентябре 1941 ввиду невозможности эвакуации в низовья Днепра по приказу военного командования затоплен экипажем на одной из рек бассей«а Днепра при отступлении войск Красной Армии.
"Губительный"
Описание
(до 6 октября 1919 - Пролетарий, до 2 октября 1919 - Доброволец, до августа 1919 - Соня)
Длина - 42,9
Ширина - 9,1/4,87
Осадка - 0,7 м
Силовая установка - 200 л.с.
Скорость хода - максимальная - 7,5 узлов ; экономическая - 5,2 узла
Вооружение - 2-76-мм ор. и 4- 7,62-мм пул.
Экипаж - 36 человек
Бывший речной колесный буксирный пароход, построенный до 1905 по заказу частного судовладельца и базировавшийся на Киев. 2 мая 1919 захвачен частями РККА у банды атамана Струка в Чернобыле, национализирован и передан Главоду, но в августе 1919 захвачен белогвардейцами ниже Черкасс, вооружен и включен в состав морских сил Днепра в качестве вооруженного парохода. 2 октября 1919 захвачен во время боя бронепароходом «Аполлон» и зачислен в состав Красной ДВФ. До 6 октября 1919 относился к подклассу бронепароходов, а затем РКЛ. Участвовал в гражданской войне (бои с белогвардейцами в районе Киева в октябре 1919 и с частями польских войск на Припяти в марте-апреле 1920). 27 апреля 1920 РКЛ погибла в бою с противником у дер. Плютовище ниже Чернобыля. По окончании гражданской войны поднята Госсудоподъемом и ввиду невозможности восстановления разделана на металл.