Воскресенье, 15.12.2019, 23:54
Приветствую Вас Гость

Чернобыль & Чернобыляне

Каталог статей

Главная » Статьи » Чернобыльский район » Чернобыльский район

Исчезнувшие Храмы
Исчезнувшие Храмы Чернобыльщины. Карта.
 
    
 
 

Храм Преображения Господня в с. Корогод Чернобыльского района был разрушен в 1928 году.

 
 
 
Фотография переснята в Церковном Музее Чернобыля.
 
Церковь деревянная, во имя Преображения Господня, построена в 1779 году на месте древнейшей. По штатам причислена к 4-му классу, земли имела 85 десятин. К ней причислены деревни: Жолнеровка, Розъезжее, Глинка. ("Сказания о населенных местностях Киевской губернии" Л.Похилевич). 
Церковь славилась особым иконостасом, подаренным почаевскими монахами одному иноку, навсегда связавшему свою судьбу с этим Храмом. Осенью 1927 года в село приехал специальный отряд активистов, силой были отобраны Церковные ключи, на повозки забирали все из драгоценных металов, а остальное: иконы, древние книги бросали в огромный костер.За неделю Храм был разобран, а из церковных колод сделали амбар.Священослужитель отец Николай умер того же года и был погребен Почаевскими старцами.
 
Чудом сохранился уцелевший запрестольный Крест Преображенского Храма.
 
 
 
 
Церковь Во Имя Великомученицы Параскеви в с.Копачи Чернобыльского района был разрушен в 1927 году.
 
 
Церковь ветхая, деревянная, Во Имя Мученицы Параскевы, построена в 1742 году. Прежние церкви, до построения нынешней, стояли выше на Карпиловке. Церковь по штатам отнесена к 5-му классу. Земли имела 65 десятин. Следующие деревни составляют Копачевский приход: Нагорцы, Семиходы, Кривая Гора, Староселье ("Сказания о населенных местностях Киевской губернии" Л.Похилевич).
 
Храм которому судилось принять первый удар гонений, сельская Церковь села Копачи в 8 километрах от Чернобыля во имя Великомученицы Параскеви 1742 года постройки. Летом 1927 года Настоятель Храма отец Петр был арестован и вывезен в Киев, дальнейшая судьба Свяшенника неизвестна. Церковь была разорена, Святые Иконы и Церковную утварь сожгли прямо на Церковном дворе, когда сбрасывали Центральный Крест люди крестились и плакали, помешать безчинству боялись.
 
Сохранилась единственная уцелевщая икона этого Храма.
 
 
 
 
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в с.Черевач Чернобыльского района был разрушен в 1928 году.
 
 
Церковь деревянная, ветхая, в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построена 1798 года на место древнейшей. По платам состоит в 6-м классе; земли имела 35 десятин. Приход ее кроме села Черевача составляют две деревни: Новоселки и Вересня. ("Сказания о населенных местностях Киевской губернии" Л.Похилевич)
 
В Чернобыльской округе Церковь была известна Храмовой Иконой Иоанна Крестителя, которая спасла от пожара село. В 1928 году из Храма вывезли все ценности , некоторые Иконы сельчане спасли. Затем в 1942 году передали в Чернобыльскую Свято-Ильинскую Церковь. После разграбления были срезаны купола и до 1986 года, точнее до аварии на ЧАЭС, обезглавленный Храм служил, как сельский магазин.
 
Сохранились уцелевшые Иконы Храма.
 
 
 
Храм Рождества Богородицы в с.Опачичи Чернобыльского района был разрушен в 1931 году.
 
 
В народе сохранилось предание, что здесь некогда была церковь и народонаселение села было многочисленнее. Но когда и по какому случаю упразднена эта церковь неизвестно. В 1859 году утверждено предположение перенести сюда из Чернобыля Рождество-Богородичную церковь, и начались уже приготовления к построению ее. Усадебная и пахотная земля в указной пропорции для причта отведены и священник уже водворился. Приход этой церкви, кроме села Опачичи, будет состоять из следующих деревень: Оташев, Плитовище, Куповатое, Городище. ("Сказания о населенных местностях Киевской губернии" Л.Похилевич)
 
Построен и освещен в 1859 году. Храм известен Иконой Рождества Богородицы подареной чернобылянами в 1859 году в день его освещения, единсвенно уцелевшей из Рождество-Богородичной Церкви, сгоревшей в 1850 году. Но уже в 1931 году Церковь была закрыта и разорена. Священику с семьей удалось выехать. Накануне разорения Храма в Опачичах было организовано собрание. Приехал районный инструктор, чтобы "предложить"из Храма сделать клуб. В приказном порядке было собрано все население села для голосования за и против клуба вместо Храма, а  кто хотел голосовать против,  того грозили записать в кулаки. Так судилось исчезнуть Богородичному Храму.
 
В последствии купола Храма были срезаны и был устроен клуб. Но молодежь до самой войны собиралась совсем в другом месте, в простой деревенской хате.
 
Сохранилось несколько Церковных книг Рождественской Церкви.
 
 
 
Церковь Святителя Николая в городе Чернобыле была разрушена в 1929 году.
 
 
Церквей православных в Чернобыле еще в недавнее время было три: Ильинская, Николаевская и Богородичная, все деревянные; первая 5-го класса, а последние 4-го классов сельских церквей. В 1849 году Николаевская и Богородичная сгорели во время происшедшего в местечке пожара. На место сгоревших только Николаевская восстановлена и освящена в 1858 году; а Богородичная предположена к перенесению в село Опачичи. Земли имеет Николаевская - 40 десятин. К Николаевской церкве причислены казенные крестьяне местечка, или так называемая Чернобыльская Юридика(Юридиками в западных губерниях назывались населенные имения, принадлежавшие латинским костелам), несколько помещичьих крестьян местечка и казенные деревни Лелев, Кошовка и Паришов. ("Сказания о населенных местностях Киевской губернии" Л.Похилевич)
 
Никольская Церковь сгорела в 1849 году и уже в 1859 году была отстроена и освящена новая, которой судилось простоять до 1929 года.
 
Местные власти не могли смириться, что в городе служилось сразу в  двух Церквях и кроме того,  Храм находился в центре Чернобыля, это и решило печальную судьбу Церкви. Отец Иоан, настоятель Храма в последствии был репресирован . За один день Храм был разорен, со Святых Икон на прилегающей улице был выстроен забор затем ночью он исчез, и лишь в 1942 году чернобыляне принесли спасенные иконы в тогда уже в открытую немцами Свято-Ильинскую Церковь. 
 
Уцелевшие Иконы Никольского Храма находятся в Свято-Ильинском Храме г. Чернобыля.
 
http://cafedral.com.ua/lost_temples/
 
 
 
 
Вот как описывает в ХІХ веке храмы Чернобыльщины Похилевич:
 
 
 
Местечко Чернобыль
 
Церковь Ильинская – деревянная , 5 класса, построена в 1779 году, но из актов Радомышльской консистории за 1749 год видно, что в этом году дано разрешение на построение церкви, земли 52 десятин. Деревни- Залесье, Гапоновичи, Заполье
 
 Церковь Николаевская – деревянная,4 класса, сгорела в 1849 г., восстановлена и освещена в 1858 г., земли 40 десятин. Приписаны  к церкве казенные крестьяне местечка или Чернобыльская Юридика (т.е. население имения, принадлежащего латинским костелам), а также деревни - Лелев, Кошевка, Паришев
 
Церковь Богородичная-  деревянная, 4 класса, сгорела в 1849 г., предложена к переселению в с. Опачичи.
 
Церковь во имя Святого Филиипа, митрополита Московского, находилась в местечке на Спасовщине, там же существовал и мужской монастырь. Церковь эта и монастырь, подмываемые рекою, сначала перенесены подалее от реки, но так как  разрушаемые течением берега, вновь грозили опасностью разрушения для церкви, то она разобрана в 1852 году, а годные материалы употребили на построение Николаевской церкви, иконы отданы в Ильинскую церковь. Антиминс раскольники перенесли в часовню деревни Замошья.
 
Римско-католический костел в местечке каменный. До 1832 гола он считался доминиканским монастырем. Первоначальное водворение латинского костела в Чернобыле некоторые относят к 1600 г. И приписывают это князю Луке Сапеге.
 
Синагог в местечке пять.
 
В Чернобыле сохранились следы городища — остатки древнерусского Чернобыля, впервые упомянутого в летописи под 1197 г. Здесь был найден клад древнерусских серебряных украшений XII-XIII вв.
 
 
 
 с. Горностайполь
 
Церковь существовала в местечке от веков, а до 1769 г. Было их даже две. Существующая – Николаевская деревянная церковь. В визите 1783 г. (Дымерского деканата) записано так: «Была здесь давняя церковь, по обветшании которой жители неизвестно в каком году построили близ ее иную, которая стояла 15 лет и сгорела. Построена на месте ея существовала только 7 лет и также сгорела во время большого пожара в местечке. Затем в 1778 году построена из соснового бревна нынешняя посреди местечка, над дорогою, величественная о трех куполах». По штатам сельских церквей отнесена к 4 классу.
 
 
 с. Новоселки
 
Близ деревни находится несколько курганов, которые свидетельствуют о каких-то сражениях здесь некогда происходивших, по словам жителей с татарами. Недалеко в урочище Утреннее находится давняя переправа через реку Ушу, ныне мало посещаемая.
 
 с. Замошье
 
Молитвенный дом и женский монастырь с часовнею во имя Казанской Божьей Матери, а за лесом в 8 верстах от Замошья среди болот, покрытых лесами, мужской Николаевский монастырь довольно богатый, отличающийся очень давней утварью, с церковью деревянной, на каменном фундаменте, железом покрытый, во имя Рождества Христова, и часовнею во имя Дмитрия Мироточивого, в 1829 году при игумене Селафииле построенными. Окончательно устройство свое монастырь получил в 1805 году и имел 50 отдельных изб, служивших для монашествующих кельями и особую часовню. Монастырь этот имел собственные купленные земли, которые в недавнее время отсужены в пользу владельца, так как общества раскольнические не признаются перед законом.
 
 с.  Копачи 
 
Церковь ветхая, деревянная во имя Мученицы Параскевы, построенная в 1742 году. Прежние церкви, до построения нынешней, стояли выше на Карпиловке, там где и ныне жители указывают место. Церковь по штату отнесена к 5 классу. Земли- 65 десятин. Деревни- Нагорцы, Семиходы, Кравая Гора, Староселье
 
 
Карта 1868 г.
 
 
 
с. Лелев
 
 В 1 км южнее села, на высоком мысе правого берега р.Припяти, городище. Поселение (70 x 65 м, площадь около 0,35 га) с напольной стороны укреплено дугообразным валом (высотой 2 м) и рвом (шир. — 8 м, глуб. — 1,5 м). Узкий конец мыса также отделен рвом и валом. Рядом находится неукрепленное селище. Культурный слой содержит отложения эпохи бронзы, милоградской культуры и древнерусского (XII-XIII вв.) времени. Судя по месторасположению и опубликованному плану, городище в селе Лелев соответствует известному в археологической литературе Гримовскому городищу.
 
 с. Корогод 
 
Церковь деревянная, во имя Преображения Господня, построенная в 1779 году. По штатам причислена к 4 классу, с уменьшенным окладом жалованья для притча, земли-85 десятин. Деревни – Жолнеровка, Разъезжа, Глинка
 
 
 
 
 с. Городище 
 
Замечательность Городища составляют признаки города, существовавшего в глубокой древности. В древних летописях под  1150 годом говорится: « Андрей же (Юрьевич) И Владимир (Андреевич) понхаста на устье Припети на Давыдову Боженку; а оттоль пхаста в Острский городок». В настоящее время при устье Припяти нет ни одного урочища с названием Давыдова Боженка и по соображениям эта Боженка и есть нынешнее городище.  (Давыдова Боженка — древнерусское поселение, упомянутое в летописи под 1151 г. Находилось на правом берегу реки Днепра (Киевская обл.) в устье реки Припять. Археологически не обследовано. Ныне затоплено водами Киевского водохранилища.)
 
с. Ладижичи 
 
Некогда был таможенным пунктом, остались признаки пограничной заставы. Церковь деревянная, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1742 году еще при графе Сапеге. В 1842 г. она возобновлена починкою. По штатам причислена к 5 классу, земли-91 десятина. Достопримечательность церкви составляет образ Святителя Николая, перенесенный из Оташова, почитаемый чудотворным. Деревни- Теремцы.
 
 с. Красне 
 
Церковь во имя Архистратига Михаила, деревянная, построенная в 1800 году на месте древнейшей, состоит в 5 классе. Деревни- Усов, Зимовище, Машев, Городчан, Хоромне.
 
 
с. Опачичи 
 
 
В народе сохранилось предание, что здесь некогда была церковь и народонаселение села было многочисленное. Но когда и по какому случаю упразднена эта церковь неизвестно. В 1859 году утверждено предположение перенести сюда из Чернобыля Рождество Богородичную Церковь, и начались уже приготовления к ее построению. Усадебная и пахотная земля в  указанной пропорции для притча отведены и священник уже водворился. Приход этой церкви будет состоять из деревень- Оташов, Плитовище, Куповатое.
 
 с. Толстый Лес 
 
Церковь  деревянная, во имя Воскресения Христова, построенная в 1760 г., но как видно из надписей на некоторых иконах с обозначением 1731 г., существовала церковь еще ранее, по штату состоит в 5 классе, причислены деревни – Старая Красница, Бураковка
 
Карта 1868 года с местонахождением церкви:
 
 
 
 
 с. Черевач 
 
Церковь  деревянная,  ветхая в честь Усекновения Головы  Иоанна Предтечи, построена в 1798 году на месте древнейшей. По штатам стоит в 6 классе, земли 35 десятин. Деревни- Новоселки, Вересня
 
с. Ротичи
 
Церковь Свято-Троицкая, в визите 1752 г. Пищется, что она построена в 1700 г. На месте древнейшей, церковь, несколько раз починенная, еще и ныне крепка, причислена к 5 классу, деревни –Медвин, Страхолесье, Домантов, Сухолучье.
 
Слобода Красиловка
 
Женский монастырь и приходская часовня старообрядцев
 
 
Категория: Чернобыльский район | Добавил: Natis (01.06.2010)
Просмотров: 7153 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 5
0
5 Natis  
https://uk.wikisource.org/wiki....620  здесь Вы можете попробовать найти материалы Переписи населения 1897 года, я не знаю есть ли там Городчан, надо смотреть

3 lylka216  
Здравствуйте .
Меня очень интересуют храмы (церкви) близлежащие к  с.Городчан ,Шепеличский р-н. примерно в 1960г. 
Чтобы найти записи метрических книг.

0
4 Natis  
Здравствуйте! В 1960 годах рождения, браки и смерть регистрировались в ЗАГСе. Я так понимаю, что Вас интересует церковь, куда ходили прихожане с.Городчан до революции, а также местонахождения метрических книг.  Прихожане с. Городчан были прихожанами церкви Архистратига Михаила в селе Красно. Кстати, церковь и сейчас стоит.
https://www.youtube.com/watch?v....C6Rs-Vc
В эту церковь ходили жители сел - Машево, Усов, Зямовище, Городчан и Хоромна (с. Чапаевка).
https://cdiak.archives.gov.ua/baza_geog_pok/church/kras_014.xml  по этой ссылке Вы найдете метрические книги этой церкви, которые находятся в Центральний державний історичний архів України, м.Київ (ЦДІАК України)Адреса: 03110, м. Київ-110,
вул. Солом'янська, 24
Тел./факс: (044) 275-30-02
E-mail: mail.cdiak@arch.gov.ua

2 Natis  
Спасибо, Алекс, за информацию! Так церковь снесли и на ее месте построили школу? А не помните как выглядела церковь? Однокупольная церковь? А что стало с кладбищем? Перезахоронили?

1 Алекс  
[color=#000000][/color]В селе Старые -Шепеличи была церковь,вместо которой построили восьмилетнюю школу.Это примерно 1960 год.На територии церкви(школы),помню было нимецкое кладбище и было похоронено около 70-80 немецких солдат во время ВОВ.Помню был маленьким и батюшка причащал меня проскуркой и медом.в нашей церквушке. Еще помню что была она деревянная.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Осталось дней
Случайное фото
Поиск
Облако тегов
Кто в гостях
Погода в Чернобыле
Категории раздела
Чернобыльский район [12]
Населенные пункты [1]
Населенные пункты
Экспедиция МЧС [2]
Экспедиция МЧС
Последние новости
[06.05.2017]
Обновлен и добавлен материал (0)
[27.04.2017]
Поминальные дни в Чернобыле и Чернобыльском районе в 2017 году. (0)
[26.04.2016]
30 лет со дня катастрофы. (0)
[22.04.2016]
Про організацію та забезпечення проведення Днів пам*яті (поминальних днів) у 2016 році (0)
Чат
Наш возраст
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright © 2009-2019 chernobylpeople.ucoz.ua Все права защищены. При использовании материалов сайта в письменном или электронном виде, ссылка на сайт обязательна. | Конструктор сайтов - uCoz