Чернобыль & Чернобыляне Пятница, 15.12.2017, 02:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Чернобыльский район [1]
Информация о Чернобыльском районе
Летопись [1]
Летопись
История [1]
Все, что касается истории
Хасиды [6]
Хасиды
Репрессии [2]
Репрессии
Великая Отечественная [5]
Великая Отечественная
Старообрядцы [1]
Старообрядцы
Голодомор [2]
Голодомор
Начало века 20го [3]
Начало века 20го
Рисунки Де Ля Флиза [7]
Рисунки Де Ля Флиза
Сказания Похилевича [1]
Сказания Похилевича
Чернобыль в Великую Отечественную [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » История » Хасиды

Тверские, хасидская династия
Тверские, хасидская династия 

КЕЭ, том 8, кол. 781–784
ТВЕ́РСКИЕ, хасидская династия; известна также как семья чернобыльских цаддиков. По преданию, фамилия взята в память предков, происходивших из Тверии. Родоначальник династии рабби Менахем Нахум бен Цви из Чернобыля (1730, Норинск, – 1797, Чернобыль) получил образование в иешивах Литвы. С распространением хасидизма посещал рабби Исраэля бен Эли‘эзера Ба‘ал-Шем-Това (Бешт) в Меджибоже, слушал его беседы, а после его смерти стал одним из известных учеников преемника Бешта Дова Бера из Межирича. Он был принят маггидом в местечке Чернобыль, где стал проповедовать учение хасидизма, разъезжая также по городам и местечкам Украины с призывом к благочестивым делам и к «выкупу пленных» (подразумевая под этим семьи евреев-арендаторов, попавших в кабальную зависимость от помещиков из-за неуплаты долгов). Жил он в бедности и, по всей вероятности, не стал цаддиком, хотя слава о его подвижнической жизни привлекала к нему еврейские массы со всех концов Украины и Польши (автор антихасидского сочинения «Змир-‘арицим» /«Жатва злодеев», 1798/ упоминает его как одного из самых ревностных распространителей хасидизма). Большой популярностью пользовались два тома его проповедей, изданных в 1798 г. в Славуте: «Меор-‘эйнаим» («Светоч глаз») и «Исмах лев» («Да возвеселится сердце»). 

Учение рабби Менахема Нахума, наполненное элементами лурианской каббалы (см. И. Лурия), синтезировало экстатическую систему Бешта и основополагающий для Дова Бера принцип созерцательного общения с Богом. В сочинениях Менахема Нахума особенно подчеркивалось, что задача человека заключается в подавлении в себе злого начала и развитии доброго («Пока моральные устои не очищены, [человек] не достоин Торы»), а также в вознесении к Богу доброго начала, кроющегося во всех реалиях этого мира. Непрерывное общение с Божественным не по силам простым смертным; и те, которые служат Богу таким путем, и цаддики являются звеньями между Божественным и миром, «великими столбами, соединяющими небо и землю» («Без цаддика мир не мог бы устоять и минуты, ибо грешники только и делают, что отделяют мир от Источника его бытия... Верующий должен верить прежде всего в Бога, а затем в цаддика; просьбы, передаваемые Богу посредством цаддика, должны увенчаться успехом»). 

После смерти рабби Менахема Нахума его сын, рабби Мордехай из Чернобыля (1770, Чернобыль, – 1837, Анатовка), занял место маггида в том же местечке. Фактически он был истинным основателем Чернобыльской династии цаддиков. Подобно рабби Исраэлю из Ружина (см. Ружинский цаддик) он вел пышный образ жизни, для поддержания которого установил ма‘амадот (налог, которым облагались хасиды в пользу двора цаддика). Его гомилетическое сочинение «Ликкутей Тора» («Избранное из Торы», Черновцы, 1859; проповеди на темы Пятикнижия, приуроченные к еженедельным отрывкам Торы, читаемым в синагоге /см. Парашат ха-шавуа/, и годичному циклу праздников) не внесло ничего нового в учение хасидизма. Среди его учеников выделялся рабби Исраэль Дов Бер, маггид из местечка Веледники, автор «Шеэрит Исраэль» («Остаток Израиля»), одного из важнейших хасидских трудов той эпохи. У рабби Мордехая было восемь сыновей, каждый из которых стал цаддиком. 

Старший из них, Ахарон (1787–1872), был преемником отца в Чернобыле, остальные поселились в других местечках и городах Украины. Начальное религиозное образование Ахарон получил под руководством деда Менахема Нахума. Свои проповеди он основывал на учении деда и комментариях к Пятикнижию «Ор ха-хаим» («Свет жизни») Хаима бен Моше Бен-Аттара (1696–1743). Ахарон был убежден в своем особом призвании и святости («если даже они [хасиды] проживут так долго, как Метушелах [Мафусаил], то не поймут и долю благодати, которой я с Божьей помощью наделен») и был уверен, что Мессия обязательно придет при его жизни. Он возглавлял группу хасидов, собиравшую денежные средства на волынский колел в Эрец-Исраэль; за главенство в группе происходила закончившаяся в его пользу борьба между ним и его братом Я‘аковом Исраэлем (см. ниже). Сыновья рабби Ахарона, рабби Ицхак Мешуллам Зуся (умер в 1881 г.) и Барух Ашер (умер в 1905 г.) были цаддиками в Чернобыле, а Менахем Нахум (умер в 1871 г.) — в Лоеве. 

Второй сын рабби Мордехая, Моше (1789–1866), был цаддиком в Коростышеве. 

Третий — рабби Я‘аков Исраэль (1794–1876), автор сочинения «Шошаннат ха-‘амаким» («Лилия долин»), — еще при жизни отца стал руководить хасидской общиной в Черкассах, а после его смерти не признал авторитет старшего брата Ахарона. Его внук — Мордехай Дов из Горностайполя (1840–1904), зять Хаима Хальберштама (см. Гальберштам, семья) из Цанза (город Новы-Сонч) — был крупным религиозным авторитетом, автором нескольких трудов, в том числе «Эмек шеэла» («Долина вопросов», 1906; ср. Ис. 7:11) и «Эмек ха-хохма» («Долина мудрости», 1928). 

Четвертый — рабби Нахум (1805–1852), был цаддиком в Макарове. 

Пятый сын, рабби Аврахам (1806–1889), известен под именем Маггида из Триска (город Турийск). Он руководил своими хасидами сурово, хотя и пытался подражать простоте и доступности польских цаддиков. К нему в Турийск стекались тысячи приверженцев (среди них было много талмудистов, состоятельных людей, раввинов и даже цаддиков); всех он принимал как гостей и содержал за свой счет. Его проповеди, написанные в стиле Шимшона бен Песаха Острополера (умер в 1648 г.), представляли собой смесь хасидского учения и каббалы с нумерологией и гематрией. Ему принадлежат труды «Маген Аврахам» («Щит Аврахама», 1887) и «Шалош хадрахот иешарот ли-зманим шоним» («Три праведных наставления на разные времена»). Рабби Аврахам пользовался большим влиянием среди хасидов и в период правления Николая I был ненадолго арестован по подозрению в подстрекательстве к неповиновению правительству. Потомки его сыновей, Менахема Нахума из Бриска (Брест; умер в 1887 г.), Мордехая из Кужмира (умер в 1917 г.) и Я‘акова Лейба из Триска (умер в 1912 г.), создали свою Трисскую династию. 

Шестой сын, рабби Давид (1808–1882), был самым популярным из сыновей рабби Мордехая. Он поселился в городе Васильков, а затем переехал в местечко Тальное (известен как Талнер ребе), где жил в роскоши, содержал пышный двор, восседал на серебряном троне, на котором золотом было написано изречение из Талмуда (РхШ. 25а): «Давид, царь Израилев, жив вечно». За такие проявления «царственности» русские власти неоднократно его арестовывали. Рабби Давид любил пение и музыку, его окружали популярные хаззаны (в том числе Иоселе Талнер; 1838–1919) и клезмеры. Его проповеди и сочинения сдобрены светскими притчами и рассказами, часто далекими от еврейской религиозной жизни, что однако не уменьшало их популярность. Его основные работы: «Маген Давид» («Щит Давида»; 1862), «Биркат Давид» («Благословение Давида»; 1862) и «Кехиллат Давид» («Община Давида»; 1882). 

Седьмой сын, рабби Ицхак (1812–1885), был цаддиком в городе Сквира и основателем Сквирской династии. Он пользовался широкой популярностью среди еврейского населения Киевской губернии и, в отличие от других представителей Чернобыльской династии, завоевал симпатии митнагдим. 

Восьмой сын, рабби Иоханан (1812–1895), был цаддиком в Ротмистровке. 

На протяжении 19 в. и в начале 20 в. династия Тверских занимала господствующее положение в религиозной жизни украинского еврейства, которое усилилось после бегства Ружинского цаддика в Австрию. 

После революции 1917 г. потомки разных ветвей династии переселились в Польшу (некоторые из них погибли в период Катастрофы), Румынию, США и Эрец-Исраэль. Первым из цаддиков династии поселился в Иерусалиме рабби Мордехай из Ротмистровки (умер в 1921 г.), а затем в разных населенных пунктах Израиля обосновались представители Сквирской (в том числе рабби Аврахам Иехошуа Хешел из Махновки, 1895–1987, в Израиле с 1963 г.), Трисской, Коростышевской, Тальненской и других ветвей. Из всех Тверских имя чернобыльских цаддиков после смерти в 1939 г. рабби Шломо Бен-Циона (Янука ми-Чернобил) носили лишь рабби Я‘аков Исраэль (умер в 1984 г.) в Нью-Йорке, а ныне — его сын рабби Шломо, а также ставший цаддиком в 1943 г. в Бней-Браке (после смерти отца в Советском Союзе) рабби Мешулам Зуся бен Хаим Ицхак (1915–87, в Эрец-Исраэль с 1934 г.) и наследовавшие ему рабби Менахем Нахум (родился в 1941 г.) в Бней-Браке и рабби Иша‘яху (Шая; родился в 1944 г.) в Нью-Йорке.


Источник: http://www.eleven.co.il/article/14057
Категория: Хасиды | Добавил: Natis (29.12.2009)
Просмотров: 2741 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Выбери язык

Случайное фото

Время идет...

Облако тэгов

Кто в гостях

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz