Среда, 24.04.2024, 00:42
Приветствую Вас Гость

Чернобыль & Чернобыляне

Каталог статей

Главная » Статьи » История » Старообрядцы

Старообрядцы

Старообрядчество Киевщины: вехи истории

На Киевщине можно выделить три основных куста, населенных старообрядцами: 1) чернобыльский – наиболее многочисленный, включающий в себя: Чернобыль со Спасовской слободой, Замошье, Глинную, Красиловку, Залешаны с Покровской слободой и Вересню с Андреевской слободой; 2) черкасский – включающий собственно г. Черкассы, г. Смелу и с. Гречковку; 3) киевский – заключающий в себе Киев с пригородами.В отличие от Черниговского Стародубья, Подолии, Волыни, Валахии и Бессарабии, заселение Киевщины состоялось гораздо позже, но одновременно начиная с 70-х годов XVIII в. заселение региона происходило за счет реэмиграции старообрядцев Правобережной Украины и внутриконфессиональных противоречий старообрядчества на Ветке и Стародубье. Переселение старообрядцев 70-х годов XVIII в. завершили массовые перегруппировки населения. Государство начинает контролировать стихийные переселения населения как внутри страны, так и за его пределами.
Отмена крепостного права 1861 г. вывела старообрядческие хозяйства на отдельные фермерские участки земли. Начинается процесс переселения старообрядцев из мест компактного проживания староверов в места единичного или малочисленного проживания. Вследствие земельной реформы заселяются центральные, южные и юго-западные уезды Киевской губернии, т. е. районы с хорошей плодородной почвой.Русские старообрядцы поселяются во всех уездах Киевской губернии. Развитие капитализма и превращение Киева в крупный торговый и промышленный центр Правобережной Украины приводит к концентрации старообрядчества в этом городе.В области статистики основными источниками о численности старообрядцев в Киевской губ. следует считать: ревизские переписи населения, ежегодные ведомости о старообрядцах вместе с отчетами и обзорами гражданских губернаторов, данные Первой всероссийской переписи населения губернии и исповедные ведомости приходского священства господствующей Церкви.Официальная государственная статистика о старообрядчестве, численности его иночества является заниженной и не отвечает реальной численности проживающих в губернии старообрядцев. Наибольший процент неточностей дает Первая всероссийская перепись населения 1897 г. При обнародовании ее результатов показана цифра, как минимум в 2 раза меньшая реальной, а по отдельным уездам, заселенным старообрядцами, информация вообще отсутствует.
Киевская губерния и г. Киев относились к местам незначительной заселенности старообрядцев. В начале XX в. на ее территории проживало более 15 тыс. староверов.В конфессиональном отношении регион представлен тремя основными направлениями в старообрядчестве: поповщиной, беглопоповщиной и беспоповщиной. Ведущее место занимала поповщина, принявшая затем Белокриницкую церковную иерархию. Наиболее мощными ее центрами считались Киев, Чернобыль, Красиловка, Черкассы и Замошье. Центрами беглопоповщины – Черкассы с мужским монастырем и Смела; беспоповщины – Бердичев, Кустин л Кошарищи.На территории Киевской губ. существовало 10 богоугодных заведений старообрядцев, в том числе 6 монастырей, 1 скит и 3 богодельни. Наиболее многочисленным считался Черкасский Покровский женский монастырь. По разным подсчетам в нем проживало от 60 (по официальным данным) до 200 инокинь и белиц (по неофициальным данным). Согласно статистике, на каждые 1,5 тыс. чел. в регионе припадало 1 богоугодное заведение.
Практически все старообрядческие общины губернии, включая малочисленные, имели свои отдельные кладбища.Как правило, старообрядцы, проживающие в Киевской губернии, принадлежали к мещанскому сословию. Со времени поселения в регионе мещанства выделяется торговый и промышленный слой купцов. Согласно ревизий конца XVIII в., он был характерен для сельской местности, однако в связи с дальнейшим развитием капитализма буржуазия концентрируется в городах, преимущественно Киеве, Бердичеве и Черкассах.В области права со времени господства здесь Речи Посполитой старообрядчество приобрело свою региональную специфику. Польское государство и землевладельцы предоставляли староверам право свободного вероисповедания и чиншевого владения землей. С приходом в этот край России пришлось считаться со сложившейся здесь традицией. Благодаря гречковским старообрядцам, последовательно и организовано ходатайствовавших о своих правах, в 1806 г. сложившаяся правовая база была признана российским правительством на законодательном уровне. В сфере аграрных отношений за местными старообрядцами сохранились права, которыми они пользовались во время господства поляков; в вопросах религиозных – на старообрядцев накладывается пресс сложившейся системы.
В период правления Николая I местные старообрядцы подвергаются жесточайшим преследованиям, несмотря на свою приверженность русской национальной идее. Тем не менее, на волне укрепления великорусского элемента в ЗО-е годы XIX в. существенно возрастает численность старообрядческого купечества, которое в 50-е годы подверглось гонениям русского правительства.
Эпоха либерализации связана с кончиной императора Николая I, приходом к власти Александра II и польским национально-освободительным движением начала 60-х годов. Исходя из сложившейся внутриполитической обстановки с местного старообрядчества были сняты ограничительные меры на 20 лет раньше, чем в целом по России. Старообрядчество впервые воспринималось, не как антиправительственная сила, однако старообрядческий епископат и священство преследовались вплоть до провозглашения свободы совести в государстве в 1905 г.Развитие старообрядческой торговли и промышленности в г. Киеве и Киевской губ. происходит в силу предпосылок, сложившихся в старообрядческой среде, и общего развития капитализма в стране. Стремление к торговой и промышленной деятельности наблюдается со времени появления старообрядцев в киевском регионе, однако о качественных изменениях можно говорить только с 30-х годов XIX в., когда российское правительство способствует переселению великорусского купечества на территорию Правобережной Украины. Эти меры достаточно сильно повлияли на темп экономического развития г. Киева.
К середине XIX в. доля старообрядческого капитала существенно возрастает, тем не менее о засилии города старообрядческим капиталом говорить не приходится. Больше всего город характеризует сравнительно низкое экономическое развитие и небольшое присутствие других субъектов. К концу XIX в. количество старообрядческих купцов возрастает до 300 чел., но за исключением нескольких родов, они уходят с ведущих позиций в торгово-промышленной деятельности города. Этому явлению способствовал ряд мер, предпринятых правительством Николая I в 50-х годах XIX в., и направленных на преследование купцов-старообрядцев за принадлежность их к староверию.
Ограничение экономических прав старообрядцев привело к неравным условиям конкуренции и отходу на вторые и третьи позиции в бизнесе. В то же время, ведущее место занимает еврейский капитал, а многие старообрядческие купеческие семейства обанкротились и были переведены в разряд мещанства. Прежде всего, это касается чугунно-литейного завода Р. П. Дегтерева, торговых дел купцов Истоминых, Самофаловых и др. Причем, у Истомина финансовые дела усугубились настолько, что стоял вопрос об отчислении из Киевского университета сыновей-студентов. Однако, несмотря на испытуемые трудности, старообрядческий капитал дал хороший толчок развитию г. Киева и края, особенно чугунно-литейной, медной, железной, железо-скобяной торговли и промышленности.
Огромное влияние на развитие города оказали династии старообрядцев Поповых и Дегтеревых. Несмотря на свою принадлежность к старообрядчеству, первым городским головой г. Киева был избран П. М. Дегтерев, а его сын М. П. Дегтерев (правда, отошедший от староверия) принадлежал к числу влиятельнейших и богатейших купцов города. К концу жизни этот купец сколотил капитал, оценивающийся в 10 млн руб., 4,5 из которых завещал г. Киеву.
Старообрядцы оставили городу значительное количество архитектурных зданий, отдельные из которых и по сегодняшний день являются украшениями городских улиц, в частности дом П. Н. Попова на Бессарабской площади, усадебный дом Д. А. Олейникова и "Вдовий дом" М. П. Дегтерева на Подоле.
Заметное влияние на экономическое развитие г. Черкасс имело семейство Кауровых. Благодаря удачной финансовой и торгово-экономической деятельности, В. И. Кауров содержал несколько домов, а его сын А. В. Кауров возглавлял Черкасский городской банк.
Присутствие старообрядческого капитала имело место в г. Бердичеве. Он получил свое развитие благодаря находившейся здесь ярмарке.
Успешному развитию старообрядческого сельского хозяйства способствовали:
– независимое положение сельского старообрядчества, определявшееся выгодным для староверов вечночиншевым правом, соглашение которого упразднялось обоюдным соглашением сторон, а также способностью отстаивать свои интересы, жертвуя материальным благополучием и нажитым имуществом;
– признание сложившихся поземельных отношений с присоединением Правобережной Украины и Киевщины к Российской империи;
– первоначальное личное расположение польской шляхты к пилипонам, несмотря на политическое и социально-экономическое положение. С изменением владельца земли изменяется сумма арендной платы параллельно с сокращением сервитутных прав.Дальнейшему развитию старообрядческих поземельных отношений способствовала отмена крепостного права в 1861 г. Кроме традиционных мест расселения староверов, эффективно развивается крупное частное и арендное земледелие в нетрадиционных местах проживания, в основном центральной, южной и юго-западной части губернии. Поля, насчитывающие от нескольких десятков до нескольких сотен десятин земли, как правило, обрабатывались выходцами из черниговских старообрядческих посадов.Успешному развитию поземельных отношений в местной старообрядческой среде способствовал закон о вечночиншевой аренде (1887 г.), оказавшийся выгодным для старообрядцев. Благодаря принятию этого закона, вечночиншевики получили право не только на выкуп земли, но и выгодную со стороны государства ссуду. Тем не менее, этот закон защищал интересы помещиков, а выкупная сума участка земли в несколько раз превышала денежную повинность арендатора по отношению к владельцу земли.
На территории Киевской губернии существовало 6 старообрядческих монастырей и 1 скит, причем три из них существовали непродолжительное время – это Гречковский мужской монастырь, Городищенский Георгиевский женский монастырь и Красиловский женский скит.
Существенное влияние на местное старообрядчество оказывали Чернобыльский Пустынно-Никольский мужской монастырь, Замошенский Казанский женский монастырь и Черкасский Успенский мужской монастырь, но лидирующее положение среди них занимал Черкасский Покровский женский монастырь. Он отличался не только хорошей обустроенностью, значительным количеством его насельниц, но и признанностью в старообрядческом мире.Вместе с Чернобыльским монастырем ему выпала роль защитника Окружного послания, принятие которого всколыхнуло и разделило на два противоборствующих лагеря всю старообрядческую Церковь Белокриницкой иерархии.
Несмотря на достаточно солидные финансовые средства, сосредоточенные в руках киевских купцов-старообрядцев, во второй половине XIX в. некоторые монастыри испытывают финансовый "голод". Развитию монастырской жизни мешает не только антистарообрядческая деятельность российского правительства, но и скупая благотворительная деятельность местного купечества. К концу XIX – начале XX вв. оно остается пассивным к нуждам старообрядческой Церкви.Если братья Н. Ф. и Л. Ф. Поповы принимали активное участие в жизни Киевской старообрядческой общины, Чернобыльского и Замошенского монастырей, то сын Николая – Парфений вообще не замечен в церковной благотворительной деятельности.
В области церковной архитектуры, наиболее ценными и значимыми были Красиловский Никольский и Черкасский Покровский старообрядческие храмы. Оба построены после провозглашения свободы совести в Российской империи. Большинство старообрядческих храмов, существовавших в Киевской губернии в XIX – начале XX в., не сохранилось в советское время.
Были уничтожены все старообрядческие монастыри и скиты региона, а на волне очередных постсоветских ограблений сожжен храм в с. Красиловке. Богатством интеръера отличались киевский и красиловский храмы. В Успенской церкви г. Киева сосредоточено два иконостаса. При храме есть библиотека богослужебной литературы, имеющая ценные образцы рукописной и старопечатной книги, отдельные экземпляры которых отличаются высокой культурой письма эпохи барокко.В XIX – начале XX вв. ведущими старообрядческими общинами Киевщины можно считать: Успенскую и Вознесенскую киевские, замошенскую, чернобыльскую, красиловскую, покровскую, кошаринскую и четыре общины черкасских старообрядцев.
В настоящее время практически все они пришли в упадок. Этому процессу способствовали: 1) антицерковная политика советского государства; 2) стремление к закрепощению старообрядцев и бесправное их положение в колхозах; 3) Чернобыльская катастрофа 1986 г. и 4) охлаждение старообрядцев к вере своих предков.
Таким образом, несмотря на крупнейшее сосредоточение на Правобережье старообрядцев в г. Черкассах – распалась Черкасская старообрядческая община; чернобыльская и замошенская старообрядческие общины попали под выселение из чернобыльской зоны и рассеялись.
Из 18 действующих в Киевской губернии разных (преимущественно белокриницких) общин в настоящее время осталось две – Киевская и Красиловская, причем обе общины остаются практически без храмов (в Красиловке сгорел, а в Киеве разрушается). Несмотря на многочисленные обращения к властям, до сих пор не возвращена церковь, находящаяся по ул. Набережно-Крещатицкой, 96, занимаемая Институтом археологии НАН Украины. Таким образом, региональное старообрядчество как преследовалось, так и продолжает преследоваться в настоящее время, изменились только методы борьбы.
С.Таранец (Киев)
Статья была опубликована в сборнике материалов II Всеукраинской научно-практической конференции "Старообрядчество Украины и России: прошлое и настоящее", которая проходила 1-3 октября 2004 г. в Киеве.



Источник: http://www.starover.religare.ru/article7718.html
Категория: Старообрядцы | Добавил: Natis (25.12.2009)
Просмотров: 6277 | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Случайное фото
Поиск
Облако тегов
Батьківщина вода город добро пожаловать авария быта Николай Якушин Дитятки дети воспитатель 24 годовщина выставка Музей Чернобыля 24-я годовщина Катастрофы афганцы Чернобыля. байкер АЗО Ильинская церковь Чернобыль и Припять администрация зоны улицы дома парк 25 лет Чернобыля старые карты Берегите жизнь храм Богородица Чернобыльский район Лелев села Горностайполь чаэс памятник ЧЗО Чорнобиль http://litopys.org.ua/deflise/flise гало Авария на ЧАЭС Праздник катастрофа 25 лет диквидатор карта Чернобыля вв Вопли Видоплясова военкомат водонапорная башня улица телеграмма дом культуры район телефон иконы Архистратиг Михаил Божья мать с младенцем губерния Припять река детства Чернобыль ива река лодка Новые Шепеличи Копачи детсад схема Чернобыля археологическая карта археология Чернобыля деревня древности врач Антонович Владимир Бонифатиевич Архив Юго-западной железной дороги Залесье Теремцы Голодомор панорама зона Веснянка советская центр Аэс Дадыжичи ателье Опачичи Стечанка синагога ленина Дом культуры Ленин Бычки бык Ликвидатор комсомол КПП Зона Отчуждения chernobyl Chornobyl
Кто в гостях
Погода в Чернобыле
Категории раздела
Чернобыльский район [1]
Информация о Чернобыльском районе
Летопись [1]
Летопись
История [1]
Все, что касается истории
Хасиды [6]
Хасиды
Репрессии [2]
Репрессии
Великая Отечественная [5]
Великая Отечественная
Старообрядцы [1]
Старообрядцы
Голодомор [2]
Голодомор
Начало века 20го [3]
Начало века 20го
Рисунки Де Ля Флиза [7]
Рисунки Де Ля Флиза
Сказания Похилевича [1]
Сказания Похилевича
Чернобыль в Великую Отечественную [1]
Последние новости
[06.05.2017]
Обновлен и добавлен материал (0)
[27.04.2017]
Поминальные дни в Чернобыле и Чернобыльском районе в 2017 году. (0)
[26.04.2016]
30 лет со дня катастрофы. (0)
[22.04.2016]
Про організацію та забезпечення проведення Днів пам*яті (поминальних днів) у 2016 році (0)
Чат
Наш возраст
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright © 2009-2024 chernobylpeople.ucoz.ua Все права защищены. При использовании материалов сайта в письменном или электронном виде, ссылка на сайт обязательна. | Конструктор сайтов - uCoz