Чернобыль & Чернобыляне Вторник, 12.12.2017, 16:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Чернобыльский район [1]
Информация о Чернобыльском районе
Летопись [1]
Летопись
История [1]
Все, что касается истории
Хасиды [6]
Хасиды
Репрессии [2]
Репрессии
Великая Отечественная [5]
Великая Отечественная
Старообрядцы [1]
Старообрядцы
Голодомор [2]
Голодомор
Начало века 20го [3]
Начало века 20го
Рисунки Де Ля Флиза [7]
Рисунки Де Ля Флиза
Сказания Похилевича [1]
Сказания Похилевича
Чернобыль в Великую Отечественную [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » История » Хасиды

Цадики Тверские
Виктория Хитерер

ЦАДИКИ ТВЕРСКИЕ 

(печатается в сокращении)

Памяти моего прапрадеда 
цадика Зелика Штейнберга из Коростеня
посвящается

В XVIII в. появилось новое религиозное течение в иудаизме — хасидизм. Хасидизм быстро распространился на Украине, так как это учение отвечало духовным потребностям евреев, проживавших на этой территории. В это время еврейское население Украины состояло из бедных городских ремесленников, мелких торговцев, разносчиков товаров, корчмарей и арендаторов. Евреи на Украине жили разрозненно по арендам и по сессиям, поэтому среди них не было общинной сплоченности. "Украинский еврей совершенно эмансипировался от кагала”, в силу своего образа жизни не искушен в учении "... ему нужен был руководитель, который говорил ему не об обрядности..., но о житейских будничных делах, который бы обращался к нему со словами, идущими не из книги, а из сердца. 
Основатель хасидизма Израиль Бешт (1698 — 1760 гг.) провозгласил, что человека спасает не талмудическая ученость, не обрядность, а искреннее благочестие.  Его учение пользовалось популярностью среди еврейского населения потому, что оно предписывало служить Б-гу с радостью. К Бешту примкнули не только простолюдины, но и многие из раввинов. Духовным руководителем хасидов был цадик ("благочестивый", "праведник”).
Согласно учению хасидизма цадик обладал способностями ясновидения, пророчества, чудодейства, и являлся посредником между Б-гом и людьми. Перед смертью Израиль Бешт объявил своим преемником рабби Дова Бера из Межирича.  Рабби Дов Бер был духовным вождем хасидов двенадцать лет до дня своей смерти.
Местечко Межирич, где жил Дов Бер, стало центром хасидского учения и местом паломничества хасидов. Рабби Дов Бер умер в 1797г. После его смерти учителя и ближайшие ученики разъехались по городам и местечкам и основали там хасидские общины. Одним из них был основатель династии цадиков Тверских рабби Менахем Нахум из Чернобыля. Начиная с 1830-х годов цадики Тверские становятся самыми влиятельными цадиками на Украине. Представители этой династии жили в различных местечках Юго-Западного края. В 1860-х годах цадики Тверские проживали также в местечках Коростышеве, Ротмистровке, Тальном, Сквире и г. Черкассах.
<. . .>
Деятельность цадиков Тверских продолжалась на Украине и в XX веке. Удивительно сложилась судьба цадика Шломо Бенциона Тверского (1870 — 1939), о которому автору стало известно из рассказа его внучки Евы Лазаревны Ходоровой, живущей ныне в Киеве. Шломо Бенцион Тверский жил со своей семьей в местечке Чернобыле. Цадиком он стал в 13 лет после смерти своего отца Иешаи Мешулама Зуси Тверского (? — 1881). В Чернобыле, как и подобает цадику, Шломо Бенцион Тверский имел свой дом, синагогу и "двор” и вел свойственный для цадика образ жизни. В 1884 г. Шломо Бенцион женился на Шифре Ходоровой*, и у них было 9 детей.
Традиционный уклад жизни цадика Шломо Бенциона Тверского был нарушен серией кровавых погромов в Чернобыле, произошедших в 1919 — 1920 гг., во время гражданской войны на Украине. Цадик и его семья бежали от погромов из Чернобыля в Киев, где они со временем получили квартиру на улице Чкалова, 24.**
*Шифра Ходорова происходила из рода цадика Леви Ицхока Бердичевского
** Шломо Бенцион Тверский жил со своей семьей на ул. Чкалова, 24, в кв. 4. Этот дом существует в Киеве и сегодня.
В начале 1920-х годов чернобыльские хасиды, приверженцы цадика Шломо Бенциона Тверского, уехали в Америку и стали настойчиво приглашать туда своего ребе. В 1925 году Шломо Бенцион Тверский со своей женой и младшей дочерью Сарой отправился в США к своим чернобыльским хасидам. Остальные дети Шломо Бенциона Тверского, которые к этому времени были уже взрослыми и обзавелись собственными семьями, остались в Киеве. Чернобыльские хасиды в Америке торжественно встречали своего ребе. Они купили ему дом в Нью-Йорке, а затем, когда Нью-Йорк не понравился их ребе, купили ему другой дом в Чикаго. Но не прижился Шломо Бенцион Тверский в Америке. В интервью, которое он дал одной из американских газет ребе сказал, что хасиды в США слишком много думают о бизнесе и деньгах и мало заботятся о своей духовной жизни. В то же время он отметил, что еврейское население пользуется всеми гражданскими правами, там созданы все условия для развития еврейской культуры.
В 1929 году Шломо Бенцион Тверский вернулся со своей женой и дочерью в Киев, в ту самую квартиру на улице Чкалова, 24, в которой жили его оставшиеся в Киеве дети. Но в Советском союзе за время отсутствия Шломо Бенциона Тверского произошли значительные изменения. В 1928 — 1929 гг. в СССР началась кампания по борьбе с религией. В эти годы в Советском Союзе было закрыто большинство церквей и синагог, начались преследования служителей культа. Как служитель культа Шломо Бенцион Тверский был лишен гражданских прав. Ему грозили выселение из квартиры и, возможно, арест. Почта, которая бойкотировала служителей культа, перестала доставлять ему корреспонденцию. Тогда хасиды — приверженцы Тверского написали от его имени письмо Сталину. В этом письме они жаловались на несправедливое отношение к Шломо Бенциону Тверскому, который в интервью американской газете рассказал о том, как хорошо и свободно живется евреям в Советском Союзе. И произошло чудо. Из канцелярии Сталина пришло распоряжение председателю Киевского исполкома Горсовета Бойцеховскому оставить цадика Шломо Бенциона Тверского в покое и прекратить его бойкот. * Это распоряжение из канцелярии Сталина служило охранной грамотой для Шломо Бенциона Тверского до конца его дней. Кроме того, оно дало ему возможность и в Киеве в 1930-е годы вести свойственный цадику образ жизни. в квартире на улице Чкалова, 24, где жил цадик Шломо Бенцион Тверский со своими детьми**, было 6 комнат. В одной из них была устроена синагога, в другой был кабинет цадика. У Шломо Бенциона Тверского был секретарь-габбай и человек, который прислуживал ему — Мешорес Бер Фридман из Чернобыля. Последний жил в квартире у цадика.
* К сожалению, этот документ пока в архивах обнаружить не удалось.
** Жена цадика Шломо Бенциона Тверского умерла в 1930 г.
У цадика Тверского был раз и навсегда установленный распорядок дня. Он вставал в 10 утра, и начинал прием посетителей, которых собиралась к нему целая очередь. Цадик беседовал с ними об их личных проблемах до 3 часов дня. У Шломо Бенциона Тверского были знакомые врачи, и нуждающихся в медицинской помощи он направлял к ним со своими записками, в которых просил помочь этим людям.
С 3-х до 5 часов дня цадик Тверский молился. Затем с 5 до 7 часов вечера был обед, во время которого Шломо Бенцион Тверский только пробовал различные блюда, а остальное из своих рук раздавал собравшимся у него хасидам. После обеда Шломо Бенцион Тверский удалялся к себе в кабинет, где молился и изучал Тору и Талмуд до середины ночи, там он принимал особо знатных гостей, равных ему по рангу (других цадиков и прочих). По субботам Шломо Бенцион Тверский ходил в синагогу в Петровском яру (район Киева). После возвращения из синагоги в доме у него была субботняя трапеза с собравшимся к нему на субботу хасидами. Каждую субботу к нему приходили 15 — 20 хасидов. После обеда хасиды рассказывали различные истории из жизни цадиков. Шломо Бенцион Тверский читал вместе с собравшимися религиозные книги. Во время проводов Субботы хасиды пели и танцевали в квартире у Шломо Бенциона Тверского. Каждый месяц цадик со своими приверженцами благословляли Луну на улице возле дома. А во время праздника Суккот он с хасидами строил сукку прямо у себя на балконе.
Дети Шломо Бенцион Тверского получили традиционное еврейское образование, но в годы Советской власти они отошли от религии и были людьми светскими. Правда, дети Тверского никогда не препятствовали деятельности своего отца и относились к нему с большим уважением.
В образе жизни Шломо Бенциона Тверского не было бы ничего удивительного и необычного для цадика, если бы все это не происходило в 1030-е годы, когда в Советском союзе вовсю шли репрессии, в тюрьмах и лагерях находились сотни тысяч ни в чем не повинных, вполне просоветски настроенных людей.
Шломо Бенцион Тверский умер от туберкулеза 17 сентября 1939 г., в день, когда советские войска перешли границу с Польшей.
Когда цадик Шломо Бенцион Тверский умер, его дочь Бася-Рухома сказала внучке цадика Еве Лазаревне Ходоровой, чтобы она вышла на улицу и первому попавшемуся еврею сообщила о том, что умер Шломо Бенцион Тверский. Ева Лазаревна так и сделала, и через час их квартира была полна хасидами, приверженцами цадика. Между хасидами разгорелся спор, на каком кладбище лучше хоронить своего ребе: на Лукьяновском еврейском кладбище, где была похоронена его жена, или же на Куреневском кладбище, где был еврейский участок. Лукьяновское кладбище было к тому времени уже закрытым, и там разрешалось хоронить только тех, у кого было место рядом с могилами родных. Хасиды же хотели после смерти лежать рядом со своим ребе, поэтому Шломо Бенциона Тверского было решено похоронить на Куреневском кладбище.
Тело Шломо Бенциона Тверского от его дома до Куреневского кладбища (расстояние около 10 км) хасиды несли на руках на крышке от его стола. По воспоминаниям Евы Лазаревны Ходоровой число собравшихся людей на похоронах Ш.Б. Тверского было так велико, что по пути следования похоронной процессии прервалось на какое-то время движение транспорта. Над могилой цадика Шломо Бенциона Тверского хасиды построили склеп, который сохранился до наших дней.
Так заканчивается история цадиков Тверских, около двух столетий живших на территории Украины. * Цадиков, которые не создали какого-то своего философского учения, но, тем не менее, игравших огромную роль в жизни еврейского населения Украины. Хасиды внимали каждому их слову и старались не пропустить ни одного их жеста: "Все глаза были вперены в них, все руки тянулись к ним, все сердца бились в унисон с ними, и свет и радость росли в отуманенных глазах хасидов до исступления, до сумасшествия.” 
* Сегодня потомки цадиков Тверских живут на Украине, в Израиле и США.


Источник: http://jewish-heritage.org/jr1a1r.htm
Категория: Хасиды | Добавил: Natis (19.01.2010)
Просмотров: 2376 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Выбери язык

Случайное фото

Время идет...

Облако тэгов

Кто в гостях

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz